Профессиональны юридические услуги в МОСКВЕ

ТЕЛЕФОН ЮРИСТА: 8-904-581-24-30

2021-07-03

Санитарно-эпидемиологический контроль

Санитарно-эпидемиологический контроль
В соответствии со статьей 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 года № 1100 утвердило Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре).

Государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. Под контролируемыми лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Для целей Положения под инспекторами понимаются должностные лица органа государственного контроля (надзора), в должностные обязанности которых в соответствии должностным регламентом или должностной инструкцией входят полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора).

Предметом государственного контроля (надзора) являются:

а) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

б) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

в) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

г) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

е) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

ж) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в том числе:

  • статьи 5, 6 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011);
  • статьи 3, 4, 5, 6, 7 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011);
  • статьи 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 13 технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011);
  • статьи 3, 4, 5, 6 и 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011);
  • статьи 2, 4, 5 и 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТРТС 009/2011);
  • статьи 5, 6, 7 и 12 технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011);
  • статьи 3, 4, 6 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011);
  • статьи 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 12 технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТРТС 017/2011);
  • пункты 4.2 - 4.8 и 4.14 раздела 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТРТС 019/2011);
  • положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (за исключением статьи 6, абзацев второго, седьмого, двенадцатого - четырнадцатого части 5 статьи 7, части 3 статьи 13, части 2 статьи 18, статей 30 и 40 указанного технического регламента);
  • положения технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011);
  • статьи 3, 4, 5, 6, 7 и 8 технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТРТС 023/2011);
  • положения технического    регламента        Таможенного    союза
  • "Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011);
  • статьи 4, 5, 6 и 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012);
  • статьи 3, 4, 5, 6 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012);
  • положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012);
  • положения технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012);
  • положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (за исключением пунктов 13, 14, 97, 98 и 115 указанного технического регламента);
  • положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) (за исключением пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 53, 54 и абзаца второго пункта 99 указанного технического регламента);
  • разделы II, III, IV, V, X, XI и XII технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014);
  • разделы III, IV, V, VII и VIII технического регламента Евразийского экономического союза "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники" (ТР ЕАЭС 037/2016);
  • разделы IV и V (за исключением пункта 14), VI, VII, VIII, IX, X, XI (за исключением пунктов 85, 86) и XII технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016);
  • разделы IV, VI, VII, VII, X, XII и XIII технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" (ТР ЕАЭС 041/2017);
  • раздел IV, пункты 15, 16, подпункты "а", "д" пункта 18 раздела VI, пункт 49 раздела VIII, разделы IX и X технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017) в части требований к покрытию для детских игровых площадок и связанным с ним процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации;
  • разделы III, IV, V, VI, VII и X технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (ТР ЕАЭС 044/2017);
  • часть 5 статьи 3, пункт 2 статьи 12 и статьи 17, 18, 19, 20 Федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию".

Государственный контроль (надзор) осуществляют следующие органы государственного контроля (надзора):

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, за исключением государственного контроля (надзора), осуществляемого органами государственного контроля (надзора), указанными в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

б) Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы - в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

в) подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, Управления делами Президента Российской Федерации, их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственные учреждения на объектах указанных федеральных органов исполнительной власти;

г) федеральные государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, в случаях, предусмотренных статьей 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Органы государственного контроля (надзора), а также подведомственные им федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного контроля (надзора), в том числе проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, составляют единую централизованную систему.

Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством с применением риск-ориентированного подхода.

При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.

Органы государственного контроля (надзора) могут проводить следующие профилактические мероприятия:

  1. информирование;
  2. обобщение правоприменительной практики;
  3. объявление предостережения;
  4. консультирование;
  5. профилактический визит.

Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях проведения:

  1. мониторинговой закупки;
  2. выборочного контроля;
  3. инспекционного визита;
  4. рейдового осмотра;
  5. выездной проверки;
  6. наблюдения за соблюдением обязательных требований;
  7. выездного обследования.

В ходе мониторинговой закупки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:

  1. осмотр;
  2. опрос;
  3. инструментальное обследование;
  4. истребование документов;
  5. испытание;
  6. экспертиза.

В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспектором и специалистами могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспектором и специалистами самостоятельно.

В обязательном порядке инспектором и специалистом для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:

  • проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
  • проведения контрольного (надзорного) мероприятия, если в его ходе усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;
  • проведения досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;
  • проведения выборочного контроля (в случае, если при его проведении отсутствует возможность провести оценку соблюдения обязательных требований иными способами без отбора проб (образцов) и в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя);
  • проведения выездной проверки.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В протоколе о проведении выборочного контроля и направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.