По смыслу абзаца первого части 5 статьи 4 АПК РФ к числу таких споров относятся также споры:
- о возмещении убытков (глава 25 ГК РФ), за исключением споров о возмещении убытков, возникших вследствие причинения вреда (глава 59 ГК РФ);
- об уплате вексельной задолженности, если нотариусом совершен протест векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта (статьи 8,142, 153 ГК РФ);
- о взыскании расходов на содержание и ремонт, в том числе капитальный, общего имущества многоквартирного дома (статьи 210, 249 ГК РФ, статьи 153, 158, 162, часть 1 статьи 169 ЖК РФ), на установку общедомовых приборов учета (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”);
- о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (части 17 и 20 статьи 31, части 1 и 6 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).
В соответствии с абзацем четвертым части 5 статьи 4 АПК РФ соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам, в отношении которых арбитражным процессуальным законодательством закреплены особенности их рассмотрения. К числу таких дел, в частности, относятся дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
- о несостоятельности (банкротстве);
- по корпоративным спорам;
- о защите прав и законных интересов группы лиц;
- приказного производства;
- связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов;
- о признании и приведении в исполнение решений
иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Кроме того, положениями арбитражного процессуального законодательства не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора при обращении в арбитражный суд со следующими требованиями:
- об обращении взыскания на заложенное имущество;
- к субсидиарному должнику при отсутствии договорных отношений;
- о возмещении убытков, возникших вследствие причинения вреда (глава 59 ГК РФ);
- лица, возместившего вред, к лицу, причинившему вред (регрессное требование);
- об установлении сервитута, если сторонами не достигнуто соглашение о сервитуте или его условиях;
- об обращении взыскания на земельный участок;
- о признании сделки недействительной.
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора для субъектов экономической деятельности, оспаривающих ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов и их должностных лиц, состоит в исчерпании такими лицами административных средств защиты - в обжаловании в установленном порядке оспариваемого акта, решения, действий (бездействия), если в соответствии с федеральным законом реализация права на обжалование является условием для последующего обращения в суд.
В силу абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по следующим категориям дел:
- об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, принятых ими при реализации полномочий, установленных законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 138 НК РФ);
- об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (абзац второй пункта 1 статьи 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”);
- об оспаривании решений, принимаемых в соответствии со статьей 76.7-1 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (часть 10 статьи 76.7-1 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, которая вступает в силу с 01.07.2021 года);
- об оспаривании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (часть 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ “О кадастровой деятельности”);
- об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных статьей 98 указанного Федерального закона.
Исходя из смысла абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ, поскольку иное не установлено федеральным законом, по экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение обязательного досудебного порядка не требуется:
- по имущественным требованиям лиц об обязании налогового (таможенного) органа возвратить суммы излишне взысканных налогов (таможенных платежей), пеней и штрафов, выплатить проценты (подпункт 5 пункта 1 статьи 21, статья 79 НК РФ, статья 147 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, статья 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза);
- по делам об оспаривании решения вышестоящего налогового органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) (пункт 5 статьи 140 НК РФ);
- по имущественным требованиям лиц о признании не
подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений налоговых
(таможенных) органов о взыскании налогов (таможенных платежей), вынесенных в
соответствии со статьей 46 и статьей 47 НК РФ, частью 1 статьи 75 и частью 15
статьи 80 Федерального закона о таможенном регулировании;
- по требованиям о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов (таможенных платежей), заявленным после отказа налоговых (таможенных) органов в возврате (зачете) спорных сумм в добровольном порядке по заявлению плательщика (статья 78 НК РФ, статья 147 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”).